С 31 августа по 10 сентября прихожане Александро-Невского храма г. Видное вместе с настоятелем священником Николаем Шапоревым совершили паломническую поездку на Соловецкие острова. Своими впечатлениями от поездки делится одна из участниц, впервые побывавшая в этом святом месте.

Моя первая паломническая поездка на Соловецкие острова

Я являюсь прихожанкой Алекесандро-Невского храма г. Видное. Однажды после воскресной службы настоятель отец Николай сообщил, что будет организована паломническая поездка в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. На тот момент из-за многих событий, произошедших в моей жизни и в мире в целом, я и не могла поверить, что смогу посетить это святое место! С Божией помощью все сложилось благополучно. За несколько дней до отъезда мне удалось купить билеты и присоединиться к группе. 31 августа я отправилась в первую в моей жизни паломническую поездку.

Прибытие в Кемь

На поезде Москва-Мурманск мы прибыли в Кемь и поселились в гостинице «Причал» недалеко от пристани. Рано утром следующего дня наша паломническая группа вместе с отцом Николаем совершила молебен у находящейся у пристани часовни святителя Николая Чудотворца. С Божиим благословением и под защитой святителя Николая на одноимённом катере «Святитель Николай» мы отправились по Белому морю к Большому Соловецкому острову.

И вот мы плывем по Белому морю, и нашему взору открываются завораживающие и неповторимые пейзажи. Бескрайнее море, сливающееся с голубым небом, создаёт ощущение бесконечности во времени и пространстве. Погода нам благоволит! Море спокойно, солнечно и тепло, только во время движения морской ветер напоминает о северном климате. Вдали на горизонте видны какие-то острова. Весь наш путь сопровождают чайки, которые кричат и просят кусочек хлеба. Кому-то из нашей группы посчастливилось увидеть белуху. Радуясь яркому солнцу и соленым брызгам, мы продолжаем свой путь. В конце нашего плавания, на подходе к бухте (как потом выяснилось с красивым названием «бухта Благополучия») вдали открывается великолепный вид Соловецкого монастыря, поражающего своей силой и масштабностью! У пристани тепло и душевно встречает нас наша знакомая Наталья. Разместившись в монастырской Германовской гостинице и пообедав, мы едем на экскурсию в Ботанический сад и на Секирную гору.

Ботанический сад

Ботанических садов очень много, мне удалось посетить некоторые в России и за пределами страны. Но не в одном из них не возникало столько разных чувств и эмоций: красоты, духовной силы, удивления, печали, гордости, уединенности.

Макарьевская пустынь, где находится Ботанический сад, была основана архимандритом Макарием, это место было выбрано им для молитвенного уединения (как оказалось в дальнейшем, не случайно).

Первое, что вызвало интерес, это благополучное расположение. Пустынь находится вдали от моря меж двух озёр, защищена от ветров высоким лесом и тремя холмами, что создаёт особый мягкий микроклимат, здесь самое тёплое место на всем острове.

И вот мы входим в ворота Ботанического сада. Немного поднявшись по склону холма вверх, вступаем на лиственничную аллею, посаженную руками заключённых в XX в., когда здесь размещался Соловецкий лагерь. И тут мною овладели противоречивые чувства. С одной стороны аллея лиственниц, создающая парадность, торжественно-величавый вид, а с другой стороны страх, ужас, холод (так как посажены руками заключённых). У подножия лиственниц нельзя не заметить обрамляющее аллею растение бадан. Соловецкие монахи привезли его с Тибета. В традиционной восточной медицине бадан считается «лекарством от тысячи болезней». Это растение как будто бы лечит «души» этих лиственниц.

Чуть дальше по левую сторону на холме расположен десятиметровый крест, не очень хорошо заметный из-за леса. Это единственный подлинный дореволюционный поклонный крест, все остальные были уничтожены в лагерное время.

Макарьевская пустынь в XIX в. оставалась пустынным местом всего около 30 лет. Позже рядом с ней стало развиваться небольшое производство – воскобелильный и свечной завод (до нашего времени сохранился только фундамент). Как технолога, только пищевого производства, меня заинтересовал процесс отбеливания воска. Не буду расписывать рассказанные нам детали технологии, опишу лишь моменты, которые посчитала важными. Воск отбеливали только естественным способом, а именно с помощью солнечных лучей. А далее (меня просто удивил предприимчивый подход), тепло, получаемое при растапливании, отводили с помощью труб и использовали для обогрева теплиц. И ещё, что самое главное, монахи отказывались от применения известных тогда технологий с химическими добавками, которые могли ускорить процесс отбеливания. Такое отношение к производству позволило, на мой взгляд, сохранить красоту, чистоту и ухоженность местности.

Двигаясь далее, мы приближаемся к следующему холму, на котором расположена часовня. Как рассказала экскурсовод, эта часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского была построена и освещена архимандритом Александром. Наш святой покровитель благоверный князь Александр и здесь нас оберегает! Вместе с отцом Николаем мы помолились святому князю и продолжили свой путь через аптекарский огород, который поразил разнообразием лекарственных растений. В настоящее время жизнь сада в Макарьевской пустыни поддерживается Соловецким музеем-заповедником, а коллекция сада насчитывает более пятисот видов растений и деревьев. Ботанический сад – это райское место, наглядный пример того, чего можно добиться несуетным монашеским трудом, соединенным с молитвой!

Секирная гора

Вот мы на пути в Свято-Вознесенский скит. Он находится на вершине Секирной горы. Первое, что встречает нас у горы, это огромный Поклонный крест, экскурсовод очень интересно рассказала о графических символах, надписях на кресте, о некоторых из них я узнала впервые. Поклонившись Кресту, мы отправились дальше.

Особые чувства трепета возникли, когда экскурсовод рассказала о том, что около Секирной горы впервые вышли на остров преподобные Савватий и Герман и о таинственном явлении двух ангелов, в память которого гора и получила название «Секирная».

Дорога далее приводит нас к деревянной часовне и большому Поклонному кресту красного цвета в честь Соловецких новомучеников и исповедников. И тут мы перемещаемся в историю XX-го века, где это тихое место становится местом массовых расстрелов и захоронений. Не хотелось бы описывать весь зловещий ужас, пытки, невыносимые муки заключённых. Могу сказать, что для меня эти истории остаются фантастическими, как будто бы не могут быть реальностью. Меня до сих пор не покидает мысль, неужели в сознании человека могут рождаться подобные решения и действия? Очень запомнилось рассказанное гидом воспоминание писателя Б.Н. Ширяева о старом священнике Никодиме, который был отправлен на Секирку и в самую ночь Христова Воскресения умер. «Сколько человек он у нас за зиму напутствовал, – вспоминал очевидец его кончины, – а сам без напутствия в дальний путь пошёл... Впрочем, зачем ему оно? Он и сам дорогу знает». После этого рассказа я приобрела книгу писателя «Неугасимая лампада», которую с нетерпением хочу прочитать. Затем по тропинке мы спустились к братским могилам, отслужили панихиду в память убиенных на этом месте. И что поразило, как заметил экскурсовод, в лесу здесь полная тишина и даже птицы не поют, настолько трагично данное место.

И вот мы поднимаемся к Храму Вознесения Господня! Но это не обычный храм, венчает здание храма между крестом и куполом маяк. С одной стороны, казалось бы, такие несовместимые предметы Крест и маяк, но тот и другой спасают людей! После историй лагерного времени, которые картиной стояли перед глазами, в душе было жуткое состояние. Зайдя внутрь храма, подав записки и помолившись, стало намного спокойнее и легче. На смотровой площадке около храма нам открылись захватывающие виды, которые останутся в моей памяти навсегда, и, что удивительно, где одновременно можно увидеть озеро, остров, море, а также в глубине леса белоснежный храм?

Вечером мы успели посетить особое красивое и торжественное богослужение – молебен с акафистом у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. После совместной вечерней молитвы закончился наш первый день на острове, с новыми мыслями, впечатлениями и в предвкушении событий следующего дня.

Остров Анзер

Прежде чем начать описание нашего очередного дня пребывания на острове, хотелось рассказать о том, что со мной произошло утром. Проснувшись очень рано, мы пошли в храм. Двери храма были ещё закрыты. Было интересно наблюдать, как в разное время братия храма и прихожане спешат на службу. И вот мы внутри храма, начинается, как я уже потом узнала, церковная служба – полунощница. И когда братия монастыря начали петь тропарь: «Се Жених грядет в полунощи...», никакими словами и эпитетами не передать то, что происходило у меня внутри в этот момент: печаль, одновременно радость, трепет, торжественность, сила, величие ... на тот момент я ничего не понимала, да и не все слова тропаря ясно слышала, но на моем лице самопроизвольно катились слезы...

В этот день после утренней службы и очень вкусного завтрака нас ждало путешествие на остров Анзер.

Погода нам опять благоволила: яркое солнце, чистое небо, тихое море! Всю дорогу любовались пейзажами, не хотелось спускаться в пассажирское отделение катера, чтобы не пропустить каждый кусочек природной красоты, наполнится чувствами, возникающими от увиденного. Высадившись на острове, нам предстояла пешая прогулка 12 км. И мы, полные сил, одухотворённые одной целью с нетерпением двинулись вглубь острова. Забегая вперёд, я бы назвала этот остров местом Божиих чудес.

Самым первым скитом, построенным на острове, был Свято-Троицкий скит, основание которого связано с именем прп. Елеазара. Еще при жизни Господь прославил святого Елеазара даром чудотворений и прозорливости. Ему неоднократно являлась Богородица, которая укрепляла его в подвигах, он предсказал, что один из его учеников станет патриархом (известный патриарх Никон), также удивительно и моление преподобного Елеазара о рождении наследника престола государства Российского Алексия Михайловича!

Особые чувства возникали, когда, мы посетили часовню, где было первое место кельи преподобного и проходили около луга, на котором произошло явление Богородицы!

Через несколько километров мы подошли к Голгофо-Распятскому скиту. Его основание связано с именем преподобного Иова. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Преподобный Иов выполнил повеление, на горе была поставлена сначала деревянная церковь, а в середине XIX-го века была построена каменная церковь во имя Распятия Христова. В XX веке во времена Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит был превращён в одно из самых страшных мест на земле, где от болезней, голода и холода умерли тысячи заключённых. Как оказалось, не случайно Голгофа Иерусалимская и Голгофа Анзерская находятся на одном меридиане. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. Но слова Богородицы «Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» исполняются и сейчас. В настоящее время монашеская жизнь в скиту возрождена, ведутся богослужения. В 2000 году были обретены мощи преподобного Иова Анзерского, к которым мы сподобились приложиться. У подножия горы мы также посетили храм Воскресения Господня и часовню, где были обретены мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зврева). При выходе из храма нам открылись великолепные виды на леса и озёра Анзера и на Белое море.

Филипповская пустынь

От Германовской гостиницы до «Филипповской пустыни» мы шли пешком, там нас встретил добродушный и приветливый отец Севастиан, который рассказал не только об истории пустыни, о святителе Филиппе, но и событиях, кардинально поменявших его жизнь. Он рассказал о своей встрече с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Когда ему пришло время делать выбор между монашеской и мирской жизнью, он обратился к нему за помощью, и отец Иоанн благословил его на монашество.

После этого рассказа, я вспомнила, что и моя встреча в Сретенском монастыре с игуменом отцом Киприаном и подаренная им книга «Несвятые святые» очень сильно повлияли тогда на мое сознание, отношение к Богу и вере. Это стало как бы моей отправной точкой к новому этапу духовного развития…

В течение остальных дней нам провели обзорную экскурсию по монастырю, мы побывали на Заяцких островах, в Савватьевском скиту и других замечательных местах Соловецких островов.

Пикник

Я уже долгое время мечтала пойти в поход или на пикник не на территории дачи, а куда-нибудь в лес, к водоему далеко-далеко от суетного мира. Но не думала, что мое желание осуществится именно на Соловецких островах.

Пикник мы решили организовать в четь двух наших паломниц, одна из которых праздновала именины, а другая – юбилей. Погода для пикника в этот день благоволила, да и вообще радовала нас каждый день. Взяв все необходимое, мы дружно пошли к морскому берегу. Нетронутая природа. Тишина. Свежий морской воздух. Неповторимый аромат Белого моря.

Как давно я не собирала дрова и не разжигала костер (всё больше на углях, так быстрее). Могу сказать, что для меня аппетитнее и вкуснее нашего стола ничего не было (сейчас пишу, и так хочется вернуть время назад). И вот тут, когда мы начали поздравлять наших именинниц, внезапно небо потемнело, а вдали стеной на нас шел дождь, который становился все ближе и ближе. Задел нас лишь край дождевой тучи, и мы оказались под небольшим кратковременным дождиком. Но в этот момент у меня не было неприятного традиционного ощущения, что мокро, холодно и сыро. Я не помню, чтобы во взрослом состоянии я так встречала дождь, это чувство похоже на то, когда ты маленькая в восторженном состоянии прыгаешь по лужам, несмотря на непогоду! И тут случилось чудо, появилась радуга, и мне сразу вспомнились слова из Священного Писания, где говорится о радуге как символе завета между Богом и человеком: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле» (Быт. 9:17)! Это была первая радуга, которую я увидела в этом году. Вечер близился к закату.

Вместе с отцом Николаем мы начали читать вечерние молитвы и последование ко Святому Причащению. Хочу сказать, я первый раз именно так на природе молилась! У меня были такие ощущения, как будто бы я попала в какую-то сказку, настолько это было красиво, торжественно, необыкновенно. А когда мы начали читать акафист «Слава Богу за всё», вдали, там где ярко нас приветствовало солнце, между бело-голубой гладью воды, сливающейся с небом из узорчатых облаков, вырисовывался белый храм с золотыми куполами и он казался мне таким лёгким, воздушным, что если к нему было бы возможным подойти ближе, можно было бы поднять его на руке. И на протяжении всего времени захода солнца он не исчезал из моего вида, только преображался в красочные оттенки под отблесками заката.

Закончить мою историю о паломнической поездке на Соловецкие острова я хочу следующим стихотворением. Обнаружено оно было на стене отзывов у трапезной нашей гостиницы, из многих я почему-то выбрала именно это.

Остров

Да, обязательно сюда вернусь красивой чайкой
Белокрылой может...
Да, точно, знаю, лишь Господь, Он всех утешит
Всем поможет.
Там те же травы и озера, и леса но, только святостью
Вокруг все дышит
И, головою упираясь в небеса, там к преподобным
Ты намного ближе,
Здесь любовь не мираж – это быль,
Земля обетованная
Уносит вдаль красотами маня, реальность
Несказанная.
Да, на острове вижу, круглая она, земля моя
Красавица,
Видно, точка опоры любовь для меня, и птицей
Быть мне не нравится.
Легким перышком, жизнь свою проживу
Зла, гнева не касаяся,
Я на острове любви остаться хочу,
Там жизнь моя исправится.