Последнее повествование о жизни и учении Иисуса Христа, которое составил возлюбленный ученик Господа Иоанн Богослов, имеет свои характерные особенности. В церковном Предании Евангелие от Иоанна характеризуется как «духовное», в отличие от «телесных» синоптических повествований.  Во многом это связано с тем, что Евангелие от Иоанна наполнено в большей мере догматическим, богословским содержанием, нежели повествования других евангелистов, делавших акцент на исторической, земной деятельности Иисуса Христа. Неслучайно в церковной иконографии символом четвертого евангелиста является орел.

Апостол  Иоанн в своем повествовании поднимается до небесных высот, возвещая Божественные тайны. По выражению современного греческого исследователя Нового Завета Иоанниса Каравидопулоса, «когда после синоптиков читаешь Евангелие от Иоанна, чувствуешь, будто покидаешь оживленные улочки и многолюдные площади, на которых Спаситель состязается с толпой, с книжниками и фарисеями, отвечает на их вопросы или Своими вопросами приводит их в молчание. Покидаешь их для того, чтобы войти в некий величественный и удивительный храм, где Господь ведет мирную беседу с верующими о Божественной любви к миру, о вере в Того, Кого послал Отец, чтобы спасти человечество от смерти и принести жизнь, беседует о надежде на Святого Духа Утешителя».