Группусопровождали настоятель Александро-Невского храма священник Николай Шапорев и диакон Мераб Саралидзе. Своими впечатлениями на страницах дневника делится одна из паломниц, участница этой поездки, Мария Калмыкова.

1 день

Мы прибыли в аэропорт Шота Руставелли, прошли паспортный контроль, взяли багаж, а впереди был ночной переезд через горный перевал, чтобы попасть из Тбилиси в Кахетию.

В гостинице нас ждал ужин, но никто из нас и не предполагал, что такое «ужин по-грузински» - радушие и гостепреимство, бесконечная смена блюд и молодое вино. Сюрпризы продолжатся завтра!

Южный теплый вечер долго не отпускал нас в номера и мы гуляли и наслаждались свежим воздухом и замечательным садом на территории гостиницы

2 день

Проснулись мы в номерах с видом на бассейн, в котором многие из нас уже успели поплавать перед завтраком, и Кавказские горы, за которыми находится наша Россия (а точнее слева - Чечня, справа – Дагестан).

После завтрака нас ждало увлекательное путешествие, знакомство с Грузией и, конечно же, монастыри, храмы и многовековая история Православия.

Наше знакомство с монастырями началось в Старой и Новой Шуамте. В Старой Шуамте, основанной еще в V веке, сохранилось 3 храма, которые отражают всю историю храмового строительсва в Грузии. В храмах совершаются службы, но до того как были установлены подсвечники, заженные свечки крепили к стенам, так они и держались пока не сгорали полностью, оставляя следы на внутренних стенах храмов.

Мы были приятно удивлены тем, что практически в каждом храме есть икона Серафима Саровского, которого очень почитают в Грузии, а в провинции Боржоми даже воссоздали в точности Дивеевскую пустынь.

В Новой Шуамте, женском монастыре, нас радушно встретили и разрешили отслужить молебен, мы помолились о всех наших родных, о тех, кто остался в России и молится о нас. Здесь же мы помолились об упокоении душ детей погибших в Карелии.

В Новой Шуамте сейчас всего 18 насельниц. Строительство Храма Рождества Богородицы началось по обету данному царицей, которая проезжая эти места, вечером молилась под деревом и прислонила к нему икону, а утром никто не смог отнять икону от этого дерева. Это и послужило причиной, чтобы построить здесь храм. Позднее сама царица стала монахеней в этом монастыре.

Пока мы переезжали на новое место наш гид рассказывал нам о том как делают чурчхелу (сейчас это сладкое лакомство, а в древние времена это был питательный продукт, который воины брали с собой в дорогу) и о том, что муж с женой могут долго спорить как использовать виноградный сок – на производства вина или на изготовление этой сладости.

Мы прибыли на место бывшего монастыря Икалто, основанного одним из 13 сирийских отцов Зеноном Икалтийским в VI веке. Монастырь был культурным и просветительским центром. В нем была Академия, где получали образование одновременно до 20 человек, одним из них был Шота Руставели.

Грузия и вино - это, наверное, синонимы. Тема виноделия окружает нас везде: виноградники долины Кахетия, рассказы нашего гида о том, как делали и делают вино, исторические артефакты и раскопки древних винных погребов в монастырских комплексах. А еще мы узнали новое слово “квэври” – сосуд для вина, в котором оно и делалось, эти сосуды зарывали в землю или оставляли на поверхности в зависимости от региона, а по форме квэрви чем-то напоминают наши горшки, только с конусообразным дном, и мыть их невероятно сложно и тяжело особенно если сосуд закопан в землю.

Далее мы направились в собор Святого Георгия Победоносца в мужском монастыре Алаверди (что в переводе означает “дарованный Богом”). Сейчас сохранившиеся в нем фрески консервируют, а мы были поражены акустикой в этом храме и даже представили себе как бы мог звучать мужской хор на службе.

Наша паломническая поездка не отменяет приемов пищи и нас ждал обед! И вот тут-то мы и узнали, что “шашлык – это десерт, ведь самое вкусное подается в конце, и даже если ты очень сыт, для шашлыка всегда найдется место”.

А впереди нас ждала встреча с монастырским комплексом IV-VI веков, расположенным на горе, с которой открывается потрясающий вид на долину. Но чтобы попасть в монастырь Некреси пришлось преодолевать крутые подъемы, когда за каждым новым поворотом нас встречала почти отвесная стена, куда и должен был взбираться наш автобус. В церкви Успения Богородицы мы помолились, приложились к мощам прпеподобных отцов служивших здесь и начали спуск в долину.

В завершении сегодняшнего дня мы посетили царскую крепость Греми, услышали рассказ про царицу мученицу Кетеван, забрались на самый верх башни и посетили церковь Архангелов. Сейчас на этой территории находится единственая в Кахетии семинария, а в древности это была богатая столица Кахетинского царства, через которую проходил шелковый путь с востока на запад.

Вторник подходил к концу, мы наслаждались теплым вечером, а завтра нас ждали новые встречи и открытия.

3 день

Мы начали день с подготовки к принятию Святых Христовых Таинств и отправились на службу в монастырь Бодбе, где похоронена святая Нина, просвятившей светом святого Евангелия землю Иверии, по дороге отец Николай прочитал нам ее житие.

В монастырском храме Святого Георгия Победоносца за литургией мы причастились Святых Христовых Таин, отслужили молебен и прочитали акафист перед надгробием святой равноапостольной Нины. В храме сохранились фрески и иконостас XVIII века, периода, когда Грузия стала губернией Российской империи. Со смотровой площадки монастыря Бодбе открывается замечательный вид на всю Алазанскую долину, погружая нас в историю вековых сражений и походов захватнических орд.

После службы мы спустились на источник, который возник по молитвам святой равноапостольной Нины. На источник ведут 755 ступеней общей протяженностью в 1,5 км, но мы решили добраться до источника на машине, но от этого наше спуск и подъем не стал проще, 6 км вверх и вниз по горному неасфальтированному серпантину).

Еще в это день нас ждал город Сигнаги, расположившийся на высокой городе и названный персами «непреступной крепостью». Сейчас это туристический город с сохранившейся грузинской архитектурой XIX века, которая и представляет собой слияние Европейской и Азиатской культур. Еще Сигнаги – это город любви, именно здесь находится единственный в Грузии ЗАГС работающий 24 часа в сутки.

За обедом нас угощали хинкали и мы узнали, что у правильного хинкали должна быть 21 складка.

И, конечно же, день не прошел без разговоров о вине. Оказывается, грузинские вина Цинандали, Кварели и многие другие – это не сорта винограда, а населенные пункты в Кахетии, где и произрастает виноград для этого вина. Оставшуюся часть вечера мы провели в гостинице, наслаждаясь солнцем и купаясь в бассейне.

После ужина мы еще долго разговаривали на свежем воздухе у бассейна и отдыхали в номерах. А завтра нас ждала долгая дорога в монастырь прп. Давида Гареджийского, новость о том, что до него 3 часа в пути пока никого не испугала.

4 день

После завтрака в гостинице, мы отправились в долгий путь к монастырю прп. Давида Гареджийского.

Дорога пролегала между грузинских сел и поселений, чьи названия стали нам уже близки: Телави, Цинандали, Кварели, а в Гурджиани мы увидели памятник созданный по образу главного героя художественного кинофильма “Отец солдата”, в чьем собирательном образе отражены грузинский солдат и народ.

Дорога к монастырю завораживала нас своими видами и пейзажами: поля, расчерченные как по линейке и в точности такие как мы видели их из самолета, виноградники, горы, пасущееся отары овец и рядом с ними палатки пастухов, коровы неспешно переходящие дорогу….

Монастырский комплекс встречал нас сторожевой башней, которые раньше выполняли роль коммуникаций и предупреждали зажигающимися на них огнями монастыри и поселения о приближающейся опастности, нашествии врагов. Такой сигнал бедствия достигал Тбилиси за 15-20 минут, покрывая растояние в 60-70 км, а это неделя в пути для самих завоевателей. Выигранное время помогало населению подготовиться ко встречи с неприятелем.

Отец Николай познокамил нас с житием святого Давида Гареджийского и предисторией его появления на Иверской земле. Иверское плато, где расположен монастырь, - самое безводное и лишенное растительности место в Грузии.

Во второй половине VI века прп. Иоанн Зедазнийский по велению Пресвятой Богородицы приходит в Иверию вместе со своими 12 учениками. Эти ученики были выбраны самим ангелом из общего числа учеников прп. Иоанна после усиленной молитвы и Божественной литургии.

Среди этих 12 учеников был и святой Давид, который начал свою проповедь в Тбилиси, а затем уединился в полупустынной местности, там где сейчас и расположен монастырь. В начале своего пребывания в этой местности святые отцы питались растительной пищей и молоком оленей, появившихся там чудесным образом, и приходившими каждый день кроме среды и пятницы к святому Давиду. Это событие нашло свое отражение в клеймах на монастырских вратах и на иконе святого Давида.

На монастырских вратах также запечатлен орел с рыбой, который появился однажды в небе на праздник Входа Господня в Иерусалим. Пролетая над местом уединения святых отцов, орел выронил из клюва рыбу, что было воспринято как подарок к празднику от евангелиста Иоанна, чей образ и есть орел. Еще на клеймах изображены вороны, уносившие яблоки с деревьев, эти птицы помогли обнаружить пустынника, о котором братия даже и не знала. А львы на цепях являются образом обуздания страстей.

Во внутреннем дворе монастыря в скале сохранились кельи прп. Давида и его ученика прп. Луки. В монастырском храме Преображения Господня перед могилой святого Давида Гариджийского мы совершили молебен, приложились к надгробию его могилы, перед которой по молитвам приходящих к святому отцу, совершаются чудеса. После молебна отец Николай поделился с нами своими чувствами и сказал, что наш молебен был будто бы в нашем храме Александра Невского, где каждое воскресение и совершается молебен святому Давиду Гареджийскому.

После молебна, все, кто чувствовал в себе силы, совершили подъем на вершину горного хребта, чтобы увидеть древние кельи монахов и храмы, высеченные в скалах. Оставшаяся часть нашей группы осталась у подножия горы и провела время в молитве у могилы святого Давида.

Тропа на вершину горного хребта вела круто вверх, но то, что представилось нашему взору превзошло все наши ожидания! Мы оказались на границе между Грузией и Азербайджаном с панорамным видом на эти территории.

Мы продолжили наш путь, взбирались и спускались в – монастырские кельи, церкви, трапезую. Везде сохранились фрески….наши чувства от увиденного невозможно передать словами. В трапезной сохранилось место приготовления пищи, колодец для воды, место для квэври с вином, столы, в котрых были предусмотрены индивидуальные для каждого монаха полки для посуды.

Сохранившиеся фрески уникальны и требуют скорейшей консервации. Сохранилась уникальная фреска тайной вечери, где мы видим 13 учеников, а не 12 – это было в традиции иконописцев намечать композицию, а если в процессе работы что-то менялось, то лишние детали или лики не убирались, а оставлялись на фресках и не закрашивались.

Мы достигли церкви Воскресения монастыря Удабно, где в период нашествия шаха Абаза были убиты 6000 монахов в праздник Воскресения Христова. Монастырская жизнь здесь прервалась, а храмы подверглись разрушению и осквернению. Примерно через столетие после нашествия шаха духовная жизнь в монастыре возобновляется, но и до ХХ века непрекращались варварские нашествия и многие монахи и служители принимали мученическую смерть. Окончательно монастырская жизнь возобновляется в 1990 году. А разрушение храмов происходило и в наше время, когда рушились своды церквей и осыпались фрески от силы ударной волны, так как у подножия горы на территории Азербайджана находился танковый полигон, на котором регулярно проходили учения.

Тропа, спускающаяся вниз по горному склону привела нас к целебному источнику, который был ниспослан Богом после долгих и горячих молитв святого отца. К сожалению, мы не смогли сами попасть на источник, но наш проводник вместе с отцом Николаем и отцом Мерабом спустились на территорию монастыря и набрали для всех воды. А мы продолжали свой путь на встречу к нашей группе.

В гостиницу мы вернулись уже когда стемнело, но раслабляться было рано. Немного передохнув и поев арбуза, мы отправились в наши номера складывать чемоданы, ведь завтра нам нужно уезжать из гостиницы и к вечеру мы должны быть в Тбилиси.

5 день

Выехали мы из Икалто, места, где находилась наша гостиница, после завтрака и отправились в Тбилиси через горный перевал, который преодолели ночью по прилете, когда ехали из аэропорта. Из Кахетии в Тбилиси можно попасть двумя дорогами, но нас ждал горный перевал Комбори, достигнув наивысшей точки перевала 1620 метров над уровнем моря, мы не удержались и остановились, чтобы сделать фотографии.

Горный серпантин быстро закончился и мы стали распрашивать нашего гида о жизни в Тбилиси. Нам были интересны самые простые вопросы: сколько стоит проезд в метро, бензин, какая средняя зарплата, сколько стоит квадратный метр жилья в столице. Проезжая “грузинское море”, где любят отдыхать жители Тбилиси, мы увидели несколько скульптурных композиций Церетели и услышали мнение обыкновенного человека о его творчестве.

Так в разговорах мы добрались до одного из старейших грузинских монастырей Джвари, где на высокой горе стоит храм Святого Креста (или храм Крестовоздвижения, в нашей традиции). У подножия горы сливаются реки Арагви и Кура, на берегах которых стоит древний город Мцхет, возникший еще в III веке до н.э. Это место имеет огромное историческое значение для Грузии.

На месте, где сейчас стоит храм, святая равноапостольная Нина повелела поставить Крест, который был виден жителям столичного города Мцхет. А в IV-V веках на том месте, где установили крест, уже стояла деревянная церковь.

Впереди нас ждал монастырь прп. Шио Мгвимского, но перед этим мы пообедали, попробовали настоящий лобио и узнали как его готовят в Грузии.

Пока мы ехали в монастырь, отец Николай рассказал нам житие святого Шио Мгвимского. Мы узнали о детстве святого Шио, о том, как он стал монахом, как было выбрано место для храма в монастыре и почему на иконе он изображен с угольками в руке. Святой Шио Мгвимский похоронен на территории монастыря, мы даже оказались на молебне у его гробницы, а потом сами отслужили молебен в храме Успения Божией Матери перед иконой святого Шио.

Мы продолжили нашу поездку и, спустившись с горы, вошли в монастырь Самтавро. Раньше на территории этого монастыря был тот самый сад, в котором в палатке и жила святая Нина, здесь до сих пор сохранилось точное указание на это место. А в самом храме похоронены царь Мариан и царица Нанна, во время правления которых и пришла в Иверию святая Нина. В этом же храме покоятся мощи святого Гавриила Ургебадзе, юродивого, прославленного в наши дни.

Наконец, мы отправились в древную столицу Грузии. Сегодня город Мцхет - это туристический центр с реконструированной центральной частью города, но нашей целью было Кафедральный собор Светицховели, старейший христианский собор Грузии. Храм посторен в честь 12 апостолов, внутри сохранились уникальные фрески грузинского письма, а сам храм стоит на том месте, где был захоронен хитон Господа Иисуса Христа, а впоследствии на этом месте выросло дерево. Когда место погребения хитона было обнаружено и дерево срубили, то из пня текло миро. Вокруг этого места и построили храм. По преданию в этом же храме глубоко под колодцем, расположенном в одном из пределов, находится и милоть святого пророка Илии. В храме мы поприсутствовали на вечернем богослужении и продолжили наш день прогулкой в городе Мцхет.

После заселения в гостиницу мы решили не оставаться в номерах и те, у кого были силы после долгого дня, вместе с отцом Николаем и отцом Мерабом отправились посмотреть место, где расположен храм св. блгвн. кн. Александра Невского, куда в воскресенье мы должны были прийти на Литургию.

Нас ждало большое чудо! Нам разрешили пройти на территорию храма и даже открыли специально для нас сам храм. Мы почувствовали, что очутились дома на родине, а убранство храма вернуло нас в дореволюционную Россию.

В этот день был праздник чтимой иконы нашего храма “Достойно есть” и каково же было наше удивление, когда в русском храме святого Александра Невского города Тбилиси на одной стене рядом друг с другом мы увидели иконы Богородицы “Достойно есть” и святого Александра Невского. Мы спели величание и даже прочитали вечернее правило в самом храме.

6 день

Сегодня мы отправляемся по военно-грузинской дороге к Троицкой Церкви в Гергети, расположенной высоко в горах. И первая наша остановка – самое большое водохранилище в восточной Грузии, для создания которого в ХХ веке в ущелье затопили 14 сел. Сегодня, когда уровень воды опускается, на суше оказывается одна из церквей и в ней даже совершаются службы.

Мы посетили крепость Ананури, в дрение времена находившуюся на высокой горе и занимавшую стратегическое назначение, а сейчас расположенную на берегу большого водохранилища. Строения внутри крепости хорошо сохранились, осмотрев крепость и посетив храм, мы продолжили наш путь.

Следующая наша остановка уже на смотровой площадке горного первала на высоте 2395 м над уровнем моря. Мы любовались горами, отарами овец, пасущихся на их склонах, водопадами и горными речками, полетами орлов, дышали чистым горным воздухом и, конечно, фотографировались. Сама смотровая площадка оформлена скульптурной композицией “Дружба русского и грузинского народов”.

Перед подъемом в горный монастырь мы пообедали в ресторане с видом на горы и водопад. Нас угощали хинкали, рецептура которых отличается друг от друга, в зависимости от региона Грузии. А мы, в свою очередь, ставили собственные рекорды количества съеденных хинкали.

Но подъема в гору никто не отменял и, сменив наш атобус на специальные машины для подъема по бездорожью, мы оказались у Троицкой церкви, откуда открывается захватывающий вид на Казбек. К сожалению, Казбек был затянут облаками, зато на этой вершине мы сразу побывали и в солнечном лете и дождливой осени и в снежной зиме.

Войдя в Троицкую церковь мы помолились у мироточивой иконы Смоленской Божьей матери, привезенной сюда из России в начале 20х годов.

Недалеко от Гергети есть село Сно, в котором родился патриарх Грузии Илия II, мы решили посетить это место и зайти в церковь. А выйдя из церкви, мы обнаружили, что Казбек, который все это время прятался от нас, решил нам показаться во всей своей красе.

Счастливые и довольные мы возвращались в Тбилиси, любуясь горными склонами, канатными дорогами на горнолыжных курортах и горными речками.

7 день

Сегодня наш день посвящен Тбилиси. С самого утра мы пошли на литургию в Храм Александра Невкого, причастились святых Христовых Таин и отслужили молебен всем святым.

Затем мы отправились в главный кафедральный собор Грузии Самеба, который является самым большим на Кавказе, он виден из любой точки Тбилиси и поражает свои величием и красотой. Зайдя в храм, мы попали на конец богослужения, совершаемого патриархом Грузии в сопровождении патриаршего хора. В конце службы мы смогли очень близко подойти к выходившему из храма патриарху, а отец Николай и отец Мераб получили его плагословение.

Храм Святой Троицы (Самеба) строили на протяжении правления двух презедентов, он вмещает в себя одновременно несколько тысяч человек. Сейчас храм начали расписывать фресками, которые будут в точночти копировать сохранившиеся фрески древних церквей и монастырей Грузии.

Нам предстояло посещение церкви святого Давида на горе Мтацминда, где по преданию поселился святой Давид Гареджийский, когда пришел на территорию нанышнего Тбилиси. Мы посетили целебный источник “Слезы Давида” и некрополь, где захоронены выдающиеся грузинские деятели.

Спускаясь с горы Мтацминда мы зашли в церковь святого Михаила Тверского построенную в русском стиле. Церковь построена на деньги и в честь небесного покровителя брата Николая II святлейшего князя Михаила, когда в 1913 году он отдыхал в этих местах.

Затем мы посетили церковь Квашвети, где приложились к мощам святого Георция Победоносца. Сегодня практически в каждом храме мы присутствовали на венчании или видели молодых людей ожидавших обряда венчания, который в Грузии совершается в тот же день, что и гражданская регистрация брака.

Следующая остановка - Метехи, древняя цитадель и резиденция грузинских царей, здесь захоронена великомученица царица Шушаник, убитая своим мужем язычником. В храме находится уникальная икона, посвященная событиям, когда в одни день рядом с этим храмом были убиты 100 тысяч человек, отказавшихся наступить на сброшенные иконы и пройти по ликам Спасителя и Богородицы, за что и приняли мученическую смерть. В храме находится икона с изображением этих мученников за Христа и каждый год в день их памяти сам патриарх спускает в реку у храма венки цветов.

На самом берегу реки находится храм мученника Або Тбилели. Урожденный мусульманин он принял крещение и был убит своими сородичами, когда отказался отречься от Христа и вернуться в мусульманскую веру.

Гуляя по улицам старого города, мы подошли к месту, где живет патриах Илия II, увидели семинарию и спустились к храму Сиони, где в алтарной части хранится крест святой Нины, выносимый на поклонение один раз в год 1 июня.

Вечером мы были приглашены на чай к архимандриту Антонию (Гулиашвили),клирику Александро-Невского храма г. Тбилиси. Он поделился своими воспоминаниями об о. Иоанне Крестьянкине, который был его духовником. Отец Антоний рассказал нам, почему он считает невозможным существование России и Грузии отдельно друг от друга. Помолившись вместе с отцом Антонием и получив от него благословение и напутствующие слова, мы вернулись в гостиницу.

8 день

Это был наш последний день пребывания на благословенной грузинской земле. После завтрака мы покинули гостиницу и, поскольку, у нас не было обязательного расписания в этот день, каждый решил сам для себя как его провести. Кто-то отправился за впечатлениями на блошиный рынок, кто-то бродил по старым улочкам, кто-то решил еще раз посетить запомнившиеся храмы. А многие из нас присоединились к отцу Мерабу, пригласившему нас к себе домой.

День прошел очень быстро и насыщенно и ночью мы уже были в Москве.

Мария Калмыкова

В храме Джвари

г. Сигнаги

Грузинское море

За нами вид на Алазанскую долину

Икалто

Кафедральный собор Тбилиси - Самеба

Метехи

Монастырь прп. Шио Мгвимского

Монастырь Св. Троицы в Гергети

На встрече с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

На молебне в монастыре прп. Шио

На молебне у надгробья прп. Давида

На пути в Гергети

Новая Шуамта

Панорамный вид на монастырь прп. Шио Мгвимского

Пещера, где подвизался прп. Давид Гареджийский

Под нашими ногами ниши для квэври - глиняных сосудов для хранения вина

По дороге на Гергети

У Преображенского храма в Икалто

У стен древней Академии в Икалто

У стен монастыря Алаверди

Фреска горного храма вблизи монастыря прп. Давида