Елена Николаевна рассказывала о том, что нелегко определить границы подросткового возраста (у всех они разные), что это «возраст лени», когда ребенок ничего не хочет делать, в этот период дети наиболее ранимы и у них возникает потребность в признании, уважении и общественном статусе.

Для этого возраста характерны следующие психологические и физиологические новообразования:

1) Резкий скачок роста. Ребенок становится неуклюжим, «как слон в посудной лавке», поскольку еще не привык к своему росту; причем нервная система не успевает за ростом, поэтому подростки становятся очень раздражительными.

2) Критическое отношение к себе. Ребенок сравнивает себя с окружающими, обнаруживает, что он несимпатичный, неуклюжий и т.д. Также такому отношению способствуют сверстники и постоянно критикующие родители.

3) Внутренняя готовность к взрослости.

4) Переход от конкретного мышления к абстрактному.

5) Деление себя на субъект и объект наблюдения.

6) Идеальное суждение.

7) Развитие «я-концепции».

8) Появляется временная перспектива.

Каждое новообразование подробно комментировалось.

В этот период подросток понимает, что у него так много возможностей, однако взрослые его не принимают и не дают полной свободы. У ребенка появляется больше обязанностей, поскольку он вырос, и многое научился делать самостоятельно, однако больше прав не появляется – родители и дальше продолжают контролировать, говорить, что и когда делать, так как ребенок еще не совсем взрослый, – отсюда и кризис.

В ходе лекции к прочтению была рекомендована обширная литература, как для родителей, так и для подростков.

02

02

02